Московская региональная общественная организация
"Общественные советники Москвы"
(НКО) Некоммерческая организация
Развитие гражданского общества является одним из основных условий успеха модернизации России. Некоммерческие общественные организации (НКО) - важнейший элемент гражданского общества.
О большой роли некоммерческих организаций в системе гражданского общества, которые создаются для решения конкретных общественно-социальных проблем гражданских институтов, свидетельствует не только вклад НКО в решение социально значимых проблем, но также их место в реализации законодательства о местном самоуправлении.
Например, НКО Москвы участвуют в выработке методических рекомендаций по реформе местного самоуправления; занимаются сбором и доведением до органов государственной власти информации о проблемах, возникающих при реализации
Постановления правительства Москвы от 24.12.2013 г. №894-ПП; проводят общественную экспертизу решений органов государственной власти и местного самоуправления, и многое другое.
Некоммерческие общественные организации (НКО) вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей общественной организации.
Для выявления конкретных функций и целей некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества в Москве было проведено исследование, в ходе которого был использован метод экспертного опроса.
В качестве инструментария экспертного опроса применялось полуструктурированное интервью, особенностью которого является наличие тематических блоков и перечня обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.
Отбор экспертов общественных организаций осуществлялся по следующим критериям:
1) работа в некоммерческих общественных организациях;
2) выполнение управленческих функций в различных организаций;
3) умение обобщать и анализировать информацию.
Эксперты органов власти отбирались по следующим критериям:
1) высокий статус в структуре управления; 2) взаимодействие с некоммерческими организациями в ходе выполнения должностных обязанностей.
Анализируя данные экспертами определения гражданского общества, можно констатировать, что в целом эксперты понимают гражданское общество как общество индивидов, объединенных для решения затрагивающих их проблем и действующих без вмешательства государственной власти.
Понимание экспертами гражданского общества как самоорганизующейся системы, свидетельствует о том, что гражданское общество должно быть осознанно сформировано снизу по инициативе самих индивидов.
Экспертов просили назвать страны, где, по их мнению, сложилось гражданское общество.
Одни автоматически совместили уровень развития демократии с развитием гражданского общества и называли страны развитой демократии, в которых
«демократия не пустой звук»,
поскольку «демократия и гражданское общество тесно взаимосвязаны».
Среди названных стран, чаще всего называли США, где были многие из экспертов, Великобританию, Германию, Польшу, Скандинавские страны, Данию.
Другие считали, что в каждой стране есть свое гражданское общество –
«в Америке гражданское общество развито, но развито по-американски».
Для возникновения полноценного гражданского общества в России, по мнению экспертов необходимо: наличие сформировавшегося среднего класса, необходимо изменить самого человека, так как
«гражданское общество связано с самостоятельностью индивидуальных инициатив, а для российского менталитета характерна соборность», важно также наличие устойчивой политической системы.
Развитие законодательной базы относительно некоммерческих организаций также играет важную роль в формировании гражданского общества. Экспертов просили перечислить наиболее известные некоммерческие организации в России.
К наиболее известным эксперты отнесли, в первую очередь, организации, о которых пишут СМИ и которые тем или иным образом связаны с политической властью.
О большой роли некоммерческих организаций в системе гражданского общества, которые создаются для решения конкретных общественно-социальных проблем гражданских институтов, свидетельствует не только
вклад НКО в решение социально значимых проблем, но также их место в реализации законодательства о местном самоуправлении.
Например, НКО Москвы участвуют в выработке методических рекомендаций по реформе местного самоуправления; занимаются сбором и доведением до органов государственной власти информации о проблемах, возникающих при реализации
Постановления правительства Москвы от 24.12.2013 г. №894-ПП; проводят общественную экспертизу решений органов государственной власти и местного самоуправления, и многое другое.
Некоммерческие общественные организации (НКО) вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей общественной организации.
Для выявления конкретных функций и целей некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества в Москве было проведено исследование, в ходе которого был использован метод экспертного опроса.
В качестве инструментария экспертного опроса применялось полуструктурированное интервью, особенностью которого является наличие тематических блоков и перечня обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.
По известности были отнесены организации, занимающиеся решением социально-значимых проблем.
По России: «Агентство социальной информации», Союз «Гражданское общество детям России», Клуб защитника Отечества, Фонд «Нет алкоголизму и наркомании», Союз солдатских матерей, Российский Красный Крест, Союз автолюбителей России, Ветеранские организации, Союзы по профессиональной принадлежности; ряд действующих в РФ отделений международных организаций, например «Зеленый мир», «Международная прозрачность», «ЮНЕСКО», «CAFРоссия», «Матери в защиту прав задержанных и осужденных», «Ассоциация выпускников российских ВУЗов», «Клуб безработных», «Центр национальных культур», «Совет ветеранов».
В процессе своей деятельности некоммерческие общественные организации Москвы сталкиваются с финансовыми трудностями, в их решении можно выделить несколько способов:
финансово-экономические – поддержка зарубежных грантодающих организаций, вступительные и членские взносы, фандрайзинг, некоммерческие общественные организации могут брать кредиты в банке (редко используется данный способ);
предпринимательская деятельность, направленная на решение уставных целей и задач (возможно проведение лекций, семинаров);
личные связи (личные контакты, дружеские связи, пожертвования, спонсорская помощь, а также деятельность без финансирования, т.е. только на основе добровольного труда актива организации);
с помощью органов власти и управления (гранты органов государственной и муниципальной власти (т.е. социальный заказ государства или субъекта).
Механизмы административной реформы, а именно временные диалоги государственных структур с властью, дали возможность
НКО Москвы начать влиять на власть, т.е. общественные организации получат возможность высказать свои предложения, направленные на улучшение положения тех общественно-социальных групп, интересы которых они отстаивают.
В связи с этим экспертам были заданы вопросы о возможности взаимовлияния власти и некоммерческих организаций.
В своих ответах эксперты выделяли конструктивные и деструктивные механизмы оказания влияния.
К конструктивным механизмам относятся: влияние власти на НКО посредством оказания организационной, консультативной, финансовой и информационной помощи, а также предоставления грантов на реализацию различных программ.
Отмечается также и возможность НКО оказывать влияние на власть.
Назывались способы такие как создание различных советов, официальные обращения, экспертные и консультативные встречи, круглые столы, дебаты через СМИ, и т.д.
Помимо этого, экспертами также назывались создания коалиции, такие как коалиция по альтернативной гражданской службе.
Работники последних участвуют в написании докладов, в проведении правозащитных мониторингов, а потом передают эти данные в органы власти. К деструктивным способам взаимодействия были отнесены митинги, шествия, протесты, и т.п.
Некоторые эксперты отмечают использование властью НКО в своих политических целях.
Отвечая на вопросы о социальной ответственности бизнеса, эксперты отмечали, что бизнес незначительно оказывает помощь в реализации гражданских инициатив и это в основном сводится к разовым акциям, потому что:
1. «Для бизнеса в условиях российской экономики первоначально стоит проблема выживания».
2. «Бизнесу не выгодно вкладывать деньги в развитие некоммерческих организаций и гражданских инициатив, т.к. существующая налоговая система сводит их прибыль к отрицательному балансу».
Говоря о взаимодействии НКО между собой, мы сталкиваемся с понятием - Сеть некоммерческих организаций.
Под Сетью НКО понимается совокупность связанных между собой, чаще всего с помощью телекоммуникационных устройств, некоммерческих организаций, взаимодействие между которыми осуществляется с целью достижения общих для ее участников целей и задач в соответствии с заранее оговоренными и сообща принятыми процедурами и правилами.
Одни считают, некоммерческие организации взаимодействуют друг с другом в основном в ситуации явной угрозы со стороны государства.
Большинство экспертов говорили о наличии взаимодействия между НКО, в основном взаимодействуют организации с похожим видом деятельности.
Также среди форм взаимодействия назывались «встречи, личные контакты, конференции, семинары».
Есть эксперты, которые считают, что некоммерческие организации в основном не то, что не взаимодействуют друг с другом, они даже не знают о наличии друг друга.
Это происходит потому, что для большинства организаций первоначально стоит задача привлечения прибыли, а потом только реализация проектов.
Большинство экспертов на вопрос о цели создания НКО, считают что они создаются для решения конкретных общественно-социальных проблем гражданских институтов.
Но отметили, что, как правило, в общественную деятельность идут работать люди, чьи личные и профессиональные интересы непосредственно связаны с решением проблемы (родители детей-инвалидов, учителя, врачи, люди, проживающие в экологически неблагополучной местности).
На вопрос «Почему же люди занимаются общественной деятельностью?»
Большинство экспертов говорили о возможности «самореализации», называли «желание помочь», решение общественных проблем, а также и для заработка денег, беспокойство о проблемах других людях, возможность приобретения опыта.
Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса.
Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее.
Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам.
Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур,
в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.
На вопрос об определении направлений деятельности некоммерческих организаций эксперты называют следующие:
«пенсионные, помощь инвалидам, культурные, национальные, просветительские, экологические, благотворительные, правозащитные, творческие, антивоенные, защита предпринимателей, здравоохранение, продвижения молодежи в политику, повышение социальной активности населения».
Названные направления деятельности свидетельствуют о наличии этих проблем в обществе.
Характер и направление деятельности, а также степень активности НКО во многом зависит от личности лидера (лидеров), от общественного мнения.
«Важной задачей НКО является разрушение имиджа «городских сумасшедших», которым «больше всех надо».
Экспертам был задан вопрос о возможности освещения своей деятельности в СМИ.
Некоторые эксперты отмечают незаинтересованность СМИ в деятельности некоммерческих организаций, объясняя это тем, что «СМИ вынуждены выживать, они убыточны, и для журналиста становится важным не найти интересную информацию, а заработать деньги».
«Местные СМИ – не имеют ресурсов (финансовых, в первую очередь, а вполне возможно, что и кадровых»).
«СМИ просят деньги у нас, общественной организации, за размещение информации о проводимых мероприятиях».
Некоммерческие организации заинтересованы в распространении информации о своей деятельности.
В печатных СМИ, так на телевидении, если и появляется информация о некоммерческой организации, то это больше похоже на заметку, а не на аналитический материал.
Некоторые эксперты видят роль НКО как посредника между властью и народом,
«...по Конституции РФ высшая власть принадлежит народу...»
Народ (общество) может реализовать свое право на власть, объединившись в различные общественные некоммерческие организации (НКО), договорившись между собой они выдвигают лидера (лидеров), который от их имени будет вести диалог с властью.
В подтверждение этому выводу можно привести данные круглого стола
«От государственного регулирования в строительстве – к саморегулированию», в рамках которого власть и бизнес обсудили Федеральный закон
«О саморегулируемых организациях», где констатировалось, что в структуре гражданского общества важное место занимают негосударственные некоммерческие организации.
В основном через их деятельность гражданское общество воздействует на государственные институты, контролирует их, подает обществу сигналы в случае ненадлежащего выполнения государственными органами своих функций.
Анализ роли общественных организаций Москвы позволил сделать несколько выводов.
Во-первых, общественные организации являются неотъемлемым элементом в структуре гражданского общества.
Во-вторых, как лидеры общественных организаций, так и представители власти видят роль общественных организаций как посредника между обществом и властью в решении социально значимых проблем.
В-третьих, возникает необходимость в создании коалиций различного вида (по направлению деятельности, по реализуемым проектам, и др.) общественных организаций для более эффективного взаимодействия:
"Власть - Народ"...